РК-И

Г.И. Бакшаев - 1938 г.
В 1937 г. под руководством Г.И. Бакшаева был создан эксперимен¬тальный самолет с раздвижным в полете крылом переменной площади, получивший обозначение РК («Раздвижное крыло»).

Крыло самолета при размахе в 11,3 м имело сравнительно небольшую площадь — 16,52 м2. При посадке в направлении от фюзеляжа с каждой стороны на крыло телескопически надвигалось шесть подвижных концентрических секций, которые увеличивали общую площадь крыла до 23,85 м2. Секции были изготовлены из фанеры. Они раздвигались при помощи тросовых ручных приводов из кабины. При этом в полете секции двигались легче, чем на земле. Полное выдвигание происходило за 30—40 сек, сдвигание — за 20—30 сек.

РК-И

В отчете о проведенных испытаниях было указано, что механизм управления отсеками крыла себя оправдал. Конструкция была признана перспективной. Применение такого крыла позволяло значительно увеличить скорость самолета, что было особенно актуальным для военной авиации.

Самолет отличался также рядом других любопытных технических решений. Например, радиаторы водяного охлаждения двигателей были «утоплены» в борта хвостовой части фюзеляжа в наиболее выгодном (с точки зрения аэродинамики и эффективности охлаждения) месте. Шасси убиралось в фюзеляж благодаря простой кинематической схеме уборки.

24 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

ОКО-6

ОКБ В.К. Таирова - 1939 г.
Накануне второй мировой войны бомбардировочная и истребительная авиация были достаточно развиты. Тем не менее для того чтобы сопровождать бомбардировщики в дальний тыл противника и перехватывать вражеские самолеты задолго до их подхода к целям в составе ВВС необходимо было иметь мощные двухмоторные истребители. (Например, в Германии таким истребителем был ВИЮ.)

В Советском Союзе в этот период над созданием дальнего истребителя работали Н.Н. Поликарпов (ВИТ — 1938 г., ТИС — 1941 г.), В.М. Пешков («100», 1939 г.) и А.И. Микоян (ДИС, 1940 г.).

В 1939 г. свой проект истребителя, получившего обозначение ОКО-6, представил авиаконструктор В.К. Таиров.

ОКО-6

Всеволод Константинович Таиров с 1935 г возглавлял опытно-конструкторский отдел (ОКО) на авиазаводе в Киеве. Под его руководством было разработано и построено пять самолетов: ОКО-1,1937 г.; ОКО-6 (Та-1), 1939 г.; ОКО-6бис, 1940 г.; Та-3, 1941г.;Та-3бис, 1942 г.

Опытный образец истребителя ОКО-6 был построен в конце 1939 г. Самолет представлял собой одноместный среднеплан. На нем устанавливались два двигателя воздушного охлаждения М-88 (мощность каждого — 1100 л.с.) без редукторов, которые имели разные направления вращения для взаимокомпенсации реактивного момента винтов. Конструкция фюзеляжа была смешанной: дюралюминиевые носовая и средняя части, деревянная хвостовая часть. Вооружение, установленное в носовой части, включало четыре 20-мм пушки ШВАК и два 7,62-мм пулемета ШКАС. В начале 1940 г. проводились испытания самолета, в ходе которых однокилевое оперение заменили двухкилевым.

23 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

Модификации МиГ-3

И-200 (проект «X») — опытный самолет. Проектировался по конкурсной программе 1939 г. под мотор АМ-37 (1400 л.с.), однако был построен с АМ-35А (1350 л.с.), оборудованным центробежным компрессором. На левой стороне двигателя был установлен маслорадиатор. Первый полет состоялся 5 апреля 1940 г. Скорость на высоте 7000 м — 657 км/ч. Построено три экземпляра. Госиспытапия проходили в августе-сентябре 1940 г. Самолет был рекомендован к серийной постройке.

МиГ-1 — серийный, модернизированный И-200. На самолете справа от двигателя был установлен второй маслорадиатор, удлинен туннель водорадиатора. Бензобаки были протектированными. Вооружение: установленные над мотором один 12,7-мм пулемет УБС (300 патронов) и два 7,62-мм ШКАС (по 375 патронов). Мог брать две бомбы по 50 кг или по 100 кг. До декабря 1940 г. было выпущено 100 самолетов.

МиГ-3 — серийный, усовершенствованный МиГ-1, созданный с целью улучшения пилотажных и эксплуатационных качеств. Были внесены следующие изменения: увеличено поперечное V консолей крыла, установлены автоматические предкрылки, добавлен бензобак под креслом пилота, двигатель смещен вперед на 100 мм, введена система заполнения бензобаков нейтральным газом, расширено заднее остекление кабины, за спинкой кресла установлена 8-мм броня. На некоторых сериях штатное вооружение дополнялось двумя 12,7-мм пулеметами БК в подкрыльных обтекателях либо заменялось на два синхронных 12,7-мм УБС над мотором. На единичных экземплярах дополнительно устанавливались две пушки ШВАК. Было выпущено несколько облегченных машин, без вооружения, с оборудованием для ведения фоторазведки.

МиГ-3 — АМ-38 — модификация с двигателем АМ-38 мощностью 1600 л.с., который позволил улучшить летные данные на средних и малых высотах. Скорость на высоте 3400 м — 592 км/ч. На несколько машин устанавливались две синхронные пушки ШВАК (по 100 снарядов). Была выпущена небольшая серия.

МиГ-3 — АМ-37 (МиГ-7) — опытный. Испытания не завершены, т.к. двигатель в серию не пошел.

22 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

МиГ-3

ОКБ А.И. Микояна и М.И. Гуревича - 1940 г.
В октябре 1939 г. на базе части ОКБ Н.Н. Поликарпова для реализации проекта «К», предусматривавшего создание высотного скоростного истребителя для ПВО, был организован новый опытно-конструкторский отдел, который возглавил А.И. Микоян. Его заместителем назначили М.И. Гуревича. Заказ на разработку был очень срочным. Меньше чем через 100 дней опытная машина, названная И-200, была готова и уже 30 марта 1940 г. доставлена на Ходынский аэродром. Переданный на испытания самолет представлял собой низкоплан смешанной конструкции с большим использованием дерева.

МиГ-1

Испытания проходили успешно и, в отличие от других опытных самолетов, без аварий. Самолет показал хорошие летные данные и еще до окончания испытаний был рекомендован в серийное производство. Несомненным достоинством нового истребителя стало применение высотного двигателя АМ-35А. Мощность этого мотора на 300 л.с. превышала мощность М-105, который устанавливался на самолетах Як-1 и ЛаГТ-1.

В июле 1941 г. по предложению летчика-испытателя СП. Супруна, проводившего госиспытания истребителя И-200, были сформированы два истребительных полка особого назначения, укомплектованные в основном летчиками-испытателями.

21 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

ДИС-200 (МиГ-5)

ОКБ А.И. Микояна - 1941 г.
В середине 30-х годов в кругах военных теоретиков преобладала доктрина ведения войны путем уничтожения промышленно-экономической базы в глубоком тылу противника и непосредственно у линии фронта силами авиации («Доктрина Дуэ»). В связи с этим в Советском Союзе и за рубежом много внимания уделялось созданию дальних и тактических бомбардировщиков. Одновременно разрабатывались истребители, назначение которых состояло в уничтожении этих бомбардировщиков. Пришло время задуматься и о защите носителей смертоносного груза: назрела необходимость создания истребителей сопровождения.

ДИС-200 (Т)

Одним из первых в Советском Союзе к разработке такого истребителя приступило ОКБ Н.Н. Поликарпова, которым в 1938 г. был спроектирован самолет ВИТ. Схожие по схеме проекты представили также КБ В.М. Петлякова («100», 1939 г.), ОКБ В.К. Таирова (ОКО-6,1939 г.) и ОКБ А.И. Микояна (ДИС, 1940 г.).

Проект самолета, разработанного в ОКБ А.И. Микояна, получил обозначение ДИС-200 (дальний истребитель сопровождения).

20 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

История ЛаГГ-3

Несмотря на то, что к началу войны было выпущено 322 самолета ЛаГТ-3, в строевые части западных военных округов попали считанные единицы. Первые машины, прежде всего, поступали в полки ПВО и истребительные части морской авиации. Они стали основным типом истребителей (около 50%) Калининского фронта. К концу 1941 г. самолеты ЛаГГ-3 стали широко применяться на всех фронтах и флотах.

Боевое крещение ЛаГГ-3 принял в июле 1941 г. в Смоленском сражении. С осени истребители принимали участие в отражении налетов немецких бомбардировщиков на Москву, Ленинград, Одессу, в обороне Крыма. Находились на вооружении ВВС Балтийского и Черноморского флотов.

Самолет ЛаГГ-3 хорошо справлялся с главной задачей первых лет войны — уничтожением бомбардировщиков противника. Однако он был менее эффективным в воздушных боях по сравнению с другими истребителями и обладал рядом недостатков. Снижение летных данных (скорости, скороподъемности, маневренности) и сложность управления лишь отчасти можно было объяснить невысоким качеством изготовления и неправильной эксплуатацией. Основными причинами вес же яшшшсь значительный вес самолета и небольшая мощность двигателя. Отчасти поэтому, но главным образом из-за недостаточного уровня подготовки летчиков, части, вооруженные ЛаГТ-3 первых серий, в осенних боях 1941 г. и особенно под Сталинградом в 1942 г. несли невосполнимые потери. Фронтовые летчики, расшифровывая аббревиатуру ЛаГГ горько шутили: «лакированный гарантированный гроб».

И все же следует отметить определенные достоинства ЛаГГ-3. Мощное вооружение (23-мм или 37-мм пушка) и использование определенных тактических приемов позволяли нашим пилотам успешно вести воздушные бои и на ЛаГГ-3. Так, летчик Григорьев, совершив 170 боевых вылетов на этой машине, сбил в небе над Москвой 17 самолетов, в том числе несколько Bf 109R Пятерка ЛаГГ-3, возглавляемая капитаном В. Ефремовым, в бою с 30 самолетами сбила 7 машин противника.

19 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

Модификации ЛаГГ-3. Работы группы В.Г. Горбунова

ЛаГГ-3 «облегченный» с двигателем М-105ПФ (мощность 1180 л.с). Снижение полетной массы до 2865 кг было достигнуто за счет облегчения конструкции и снятия части вооружения и оборудования. Устанавливались одна пушка ШВАК и один пулемет БС. В 1942 г. была построена небольшая серия.

«105» — модификация ЛаГГ-3 с двигателем ВК-105ПФ2. От серийного отличался пониженным гаргротом и новым фонарем кабины по типу истребителя Як-9. Вооружение: пушка ВЯ-23 и пулемет УБС. Построено два экземпляра: один испытан летом 1943 г, второй — в апреле 1944 г. Полученная скорость (618 км/ч) была признана недостаточной. Дальнейшие работы посчитали нецелесообразными.

ЛаГГ-3 с ВК-107. Построен в 1943 г Испытания провести не удалось, так как из-за отказов двигателя практически все полеты заканчивались вынужденными посадками.

ЛаГГ-5 — серийный ЛаГГ-3 с двигателем М-82. Вооружение: две синхронные пушки ШВАК Построен и испытан в 1942 г. В серию не пошел, поскольку к тому времени уже было налажено массовое производство истребителя Ла-5.

См. Модификации ЛаГГ-3. Работы ОКБ С.А. Лавочкина
См. Модификации ЛаГГ-3. Работы группы М.И. Гудкова
См. История ЛаГГ-3

18 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители

Модификации ЛаГГ-3. Работы группы М.И. Гудкова

Гу-82 — первая модификация ЛаГГ-3 под двигатель воздушного охлаждения М-82. Силовая установка с капотом, регулирующими охлаждение «юбками» по его задней кромке и передними жалюзи были взяты без изменений от самолета Су-2. Маслорадиатор устанавливался под двигателем. За «юбкой» была сделана легкая обшивка для плавного перехода от круглого капота к овальному фюзеляжу. Вооружение включало две синхронные 20-мм пушки ШВАК В марте 1941 г. был построен первый экземпляр. Работы были прерваны в связи с эвакуацией и на новом месте не возобновлялись.

К-37 — модификация серийного ЛаГГ-3 с одной 37-мм пушкой Ш-37 Шпитального (20 снарядов) и одним 12,7-мм БС. Было построено три экземпляра, которые осенью 1941 г. успешно прошли войсковые испытания на фронте. В начале 1942 г. была выпущена малая серия, а в 1943 г. — также небольшая серия самолетов с пушкой НС-37.

См. Модификации ЛаГГ-3. Работы ОКБ С.А. Лавочкина
См. Модификации ЛаГГ-3. Работы группы В.Г. Горбунова
См. История ЛаГГ-3

17 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители

Модификации ЛаГГ-3. Работы ОКБ С.А. Лавочкина

И-301/ЛаГГ серийный. Кроме цельнодеревянной конструкции, отличительной чертой самолетов ЛаГГ-1 было мощное вооружение: одна 20-мм пушка ШВАК, два 12,7-мм пулемета БС и два 7,62-мм ШКАС, а также 8 реактивных снарядов PC или несколько 10-кг бомб. И-301 был покрыт темно-вишневым лаком и отполирован до блеска, за что получил название «рояль».
В 1940 г. проектировался вариант И-301 с установкой двух турбокомпрессоров ТК-1.

В начале 1941 г. проводились испытания ЛаГГ-1 с 23-мм пушкой конструктора Таубина. Синхронные пулеметы БС и ШКАС сохранены. Серийно не выпускался.
Всего было построено около 100 самолетов ЛаГГ-1.

ЛаГГ-3 серийные. Состав вооружения ЛаГГ-3 изменялся в зависимости от серии:
— с одной 20-мм пушкой ШВАК и синхронными пулеметами: 1 х 12,7-мм БС и 2 х 7,62-мм ШКАС;
— с одной 20-мм пушкой ШВАК и одним 12,7-мм БС и 2 х7,62-мм пулеметами ШКАС;
— с одной 23-мм пушкой ВЯ и одним 12,7-мм пулеметом БС;
— с одной 37-мм пушкой Шпиталыюго Ш-37 и одним 12,7-мм БС;
— с одной 37-мм пушкой Нудельмана и Суранова НС-37 и одним 12,7-мм БС;
— с одним 12,7-мм пулемегом БС и двумя 7,62-мм ШКАС.

Кроме того, изменения серийных ЛаГГ-3, вносившиеся в ходе производства, могли сочетаться в различных комбинациях. В процессе модернизации изменялись формы: козырька и сдвижной части кабины, обтекателя винта, капота двигателя и воздухозаборника маслорадиатора. На большинстве серий выпуска 1941—1942 гг. хвостовое колесо было неубирающимся. С конца 1941 г. крыло некоторых серий оборудовалось автоматическими предкрылками.

16 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

ЛаГГ-3

ОКБ С.А. Лавочкина - 1940 г.
В 1939 г. было организовано ОКБ, которое возглавили С.А. Лавочкин. В.П. Горбунов и М.И. Гудков. Ими был спроектирован истребитель И-301, особенностью конструкции которого стало использование дельта-древесины — дерева, пропитанного специальными смолами, получавшего благодаря этому повышенную прочность и стойкость к огню. Изготовление такого самолета не требовало дефицитных материалов, что было очень важно в условиях военного производства.

ЛаГГ-3

В марте 1940 г, был построен опытный экземпляр с двигателем водяного охлаждения М-105. Самолет получил обозначение ЛаГГ-1 (по первым буквам фамилий его конструкторов). В июне 1940 г. он проходил государственные испытания. На высоте 5000 м была показана максимальная скорость 605 км/ч. Однако заданная дальность полета в 1000 км достигнута не была. После установки дополнительных бензобаков в консолях крыла требуемый результат был получен.

Было принято решение организовать серийное производство самолета, получившего обозначение ЛаГГ-3; сразу на нескольких заводах. В связи с этим в конце 1940 г. Лавочкин был отправлен на Горьковский авиазавод, ставший головным, Горбунов направлен в Тбилиси, а Гудков возглавил московскую группу. Каждый из них, практически независимо друг от друга, проводил модернизацию самолета.

15 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители | 

Модификации Ла-7

Ла-7. Вооружение — две 20-мм пушки ШВАК. Выпускался серийно. В начале массового производства было построено некоторое количество таких самолетов с тремя 20-мм пушками Б-20.

Ла-7ТК. Была построена опытная партия Ла-7 с двумя турбокомпрессорами ТК-3, которые позюлили сохранить максимальную скорость 673 км/ч на высоте 8000 м. Заводские испытания прошли летом 1944 г.

Ла-5М-71Ф (мощность 2200 л/с) — опытный образец, испытан в 1944 г.

Ла-7АШ-83 (Ла-120). Построен в конце 1944 г. Кроме нового двигателя были установлены новое крыло и две пушки НС-23. Во время заводских испытаний, завершенных в сентябре 1945 г, удалось достигнуть скорость 725 км/ч на высоте 7400 м и 604 км/ч у земли (при номинальном режиме двигателя). Однако в серию самолет не пошел, так как двигатель был опытным.

Ла-7УТИ — двухместный учебно-тренировочный истребитель с двигателем АШ-82ФН. Оборудование аналогично Ла-5УТИ. Вооружение — одна 20-мм пушка СП-20 (слева). Выпускался серийно с 1944 г.

Ла-7Р — модификация Ла-7 с дополнительным реактивным двигателем. Был разработан осенью 1944 г. в ответ на появление немецких реактивных самолетов различного назначения.

Для того чтобы летчики могли выполнить скоростной рывок в нужный момент боя, истребители специально начали оснащать реактивными ускорителями. На Ла-7Р дополнительный ракетный двигатель, имевший тягу 300 кгс, был установлен под увеличенным вертикальным оперением. Полетная масса возросла более чем на 200 кг. Прирост скорости при работе реактивного двигателя в течение 3,5 мин составлял более 80 км/ч, однако маневренность снизилась. Испытывался весной 1945 г. Вооружение включало две 20-мм пушки УБ-20. Несмотря на то, что в ходе испытаний Ла-7Р показал достаточно высокие летные характеристики, стало понятно, что гибридные самолеты с ракетными ускорителями являются лишь переходным этапом к турбореактивным машинам с высокими скоростями полета.

14 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители

Ла-7

ОКБ С.А. Лавочкина - 1944 г.
Работы по совершенствованию Ла-5ФН. проведенные в 1943 г. позволили определить основные направления улучшения аэродинамических характеристик самолета. Тщательно проанализировав опыт боевого применения, замечания и пожелания строевых пилотов, фронтовых инженерно-технических служб и самолетостроителей, коллектив ОКБ определил направления работы по модернизации своей машины.

Ла-7

Планер Ла-5ФН изменений не претерпел. Применение металлических лонжеронов крыла нового профиля, фальшбортов в районе кабины и зализов, а также облегчение стоек шасси позволили снизить вес конструкции. Уменьшение аэродинамического сопротивления самолета было достигнуто благодаря ряду доработок конструкции, в частности:
— улучшение формы капота двигателя за счет переноса воздухозаборника системы охлаждения в передние кромки центроплана;
— смещение маслорадиатора из-под капота за крыло;
— тщательная внутренняя герметизация двигательного отсека;
— изменение системы выхлопа.

Удлинение стоек шасси позволило летчикам, не опасаясь капотирования, использовать тормоза при посадке на ограниченных взлетно-посадочных полосах во фронтовых условиях.

13 июля, 2009 Автор: Admin

Категория: Истребители |